Что делать, если ребёнок не хочет ходить в школу

После первых недель обучения в школе многие дети заявляют родителям, что уже устали и не хотят ходить в школу. Психологи объясняют это отсутствием у учеников мотивации. Это могло произойти из-за того, что ребёнка слишком рано отправили в школу, или же не объяснили необходимость получения образования. С такими детьми должны работать как родители, так и детские психологи, передаёт Информ-UA.

После летних каникул ребёнку очень сложно адаптироваться к школе. Им приходится после длительного отдыха приучать себя высиживать уроки, сохранять внимание. На это, по словам психологов, уходит около 3 месяцев.

школа

Особенно сложно адаптироваться к совершенно новой среде первоклассникам. Но большинство учителей младших классов знают специфику детской психики, говорят специалисты.

Учителя знают, что маленькие дети способны концентрировать своё внимание где-то минут 15. Чего-то большего ожидать от первоклассников не стоит. Поэтому у них расписание занятий составлено таким образом, чтобы было чередование умственной и физической деятельности. Детям постоянно нужна какая-то разрядка, игры. Также и сами уроки должны проходить в игровой форме,

— говорит детский психолог Лариса Чернокрылюк.

Часто дети могут быть достаточно тревожными. Психологи связывают это с обстановкой в семье. На детей всегда влияют родители, и их отношения между собой и к ребёнку. В таких случаях психологи советуют приходить к ним всей семьёй, для того чтобы выяснить причину постоянной детской тревоги.

Причиной детской депрессии может стать то, что ребёнка слишком рано отправили в школу. Существуют специальные психологические тесты, пройдя которые можно определить, сможет ли ребёнок выдержать в полной мере учебный день. У каждого ребёнка это индивидуально. Поэтому психи советуют заранее узнать, готов ли ребёнок к обучению в школе.

У каждого свой темперамент. Ранее многие родители говорили, что их ребёнок просто гиперактивен. Называя это диагнозом, хотя на самом деле это вовсе не диагноз. Да, в Америке, например, таким детям могут назначить лекарства. Но у нас психолог не может поставить такой диагноз. Да, он может выявить признаки гиперактивности. Хотя лучше родителей это никто не сможет определить. Так как нужно контролировать поведение ребёнка в различных местах и ситуациях. Если у него при любых условиях одинаковая линия поведения, то это действительно говорит о том, что он более активен,

— говорит детский психолог Лариса Чернокрылюк.

Таким активным детям, говорит психолог, будет сложнее адаптироваться в школе. Поэтому им специалисты рекомендуют начинать обучение в школе немного позже.

В школе систематическое обучение. Оно значительно отличается от каких-то развивающих занятий дома, или в садике. Ребёнок для систематических занятий должен быть усидчивым, и иметь мотивацию. Он должен понимать, зачем он ходит в школу. Психологи советуют задавать детям вопросы о том, хотят ли они идти в школу, или, быть может, ещё хотят походить немного в детский садик. По ответам ребёнка можно понять, готов ли он к систематическому обучению.

Если же ребёнок хочет в школу чтобы, к примеру, получить новый рюкзак, то это говорит о том, что он не настроен учиться. А вот если он акцентирует внимание на том, что ему нравится выполнять задания – это показатель того, что его пора вести в школу. Такой ребёнок легко и быстро сможет адаптироваться в школе,

— объясняет детский психолог Лариса Чернокрылюк.

Переключиться с садика на школу детям достаточно сложно. Это совсем другая система. Ранее, в детском садике, ему предлагали сделать что-то, то теперь, в школе, он обязан выполнять задания.

Хотя современная школьная программа младших классов адаптирована под маленьких детей, — говорит детский психолог Лариса Чернокрылюк:

Дети в таком возрасте лучше всего воспринимают образы. Их нужно обучать при помощи игры.

На сегодняшний день специалисты скептически относятся к раннему развитию. В то время, как 10 лет назад это было достаточно популярной методикой. Но психологи говорят о том, что маленького ребёнка можно научить многому, но смысла в этом нет.

Использование данной методики – это, скорее, всего лишь амбиции родителей. Самому же ребёнку от этого не лучше. Он меньше времени проводит в обществе своих друзей, что влияет на развитие его коммуникации. А такие навыки очень необходимы ребёнку. И они очень важны для обучения в первом классе. Так как ребёнок может быть достаточно образованным, но у него могут возникнуть проблемы с общением со своими сверстниками. Для них понятно как общаться со взрослыми, но наладить контакт с одноклассниками им сложно,

— говорит детский психолог Лариса Чернокрылюк.

Важно, чтобы ребёнок общался со своими сверстниками. Бывает, что ребёнок не ходил в детский сад, но он посещал какие-то секции, тогда он учился коммуникации там. А вот если же ребёнок совсем был ограничен от взаимодействия со сверстниками, то ему сложно будет налаживать отношения в школе со своими одноклассниками.

Часто бывает так, что ребёнок развивается не по своим годам. Но как говорит детский психолог Лариса Чернокрылюк, согласно исследованиям, это никаким образом не влияет на дальнейшее его развитие во взрослой жизни. Важно также учитывать, что в возрасте 7 лет девочки начинают развиваться быстрее, но к 11 классу мальчики их догоняют. Но всё же, говорит специалист, в вопросе о том, в каком возрасте стоит вести ребёнка в школу, необходим совет детского психолога. Он, пообщавшись с ребёнком, сумеет определить, готов ли тот к школе. На сегодняшний день в Украине существует много форм обучения. Психологи советуют, что если ваш ребёнок не готов идти в школу, то лучше подобрать для него более простую форму обучения, например, домашнее образование.

Часто дети теряют интерес к обучению. Главное причиной того, что ребёнку будет не интересно в школе, — отсутствие мотивации. Обычно у детей мотивация систематическая. Зачастую это происходит в 5 классе. Ведь до этого времени главной мотивацией для ребёнка была похвала от родителей. В 5 классе это становится для него больше не важным. А новой мотивации он для себя ещё не нашёл. Если родителям на протяжении длительного времени не удаётся решить эту проблему, то психологи советуют обратиться за помощью к специалистам, иначе успеваемость ребёнка ухудшится. Родители же должны мотивировать детей их будущим. Объяснять, что образование им необходимо для достижения успехов в дальнейшей работе.

Также проблема современного образования в том, что с развитием информационных технологий роль учителя стала не столь важной. Дети понимают, что получить информацию они могут и из интернета. Но, всё же, объясняют специалисты, такие знания являются краткосрочными. Полноценные знания можно получить только от учителей. Сегодня педагоги также используют на своих уроках современные технологии, так как электронные доски, проектные работы, компьютерные технологии. Такие навыки, по словам экспертов, понадобятся ученикам в будущем. Также важно проводить роботу в командах, что поможет им в дальнейшей работе, где нужно будет уметь взаимодействовать с коллективом.

Отсутствие желания посещать школу может быть и из-за конфликтов с одноклассниками. Особенно это касается детей, которые были ограничены ранее от взаимодействия со своими одногодками. В результате ребёнок может быть замкнутый в себе, и у него, в дальнейшем, могут не сложиться отношения с другими детьми. Иди же могут возникнуть ссоры, и, потеряв друга, ребёнок потеряет и интерес ходить в школу. За этим нужно следить родителям, чтобы у ребёнка не возникали психологические проблемы.

]]>